Атом
Атом Подписчиков: 2392
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М

Не 250 тысяч, а 1,5 млн: учёные ВШЭ раскрыли реальные доходы топ-1% москвичей через данные ФНС

608 дочитываний
94 комментария
Эта публикация уже заработала 93,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Слепая зона» Росстата: почему средняя зарплата богатейших москвичей оказалась в шесть раз выше официальной

Исследования, основанные на «закрытых» налоговых данных, часто показывают экономическую реальность, которая значительно отличается от официальной статистики. Очередное тому подтверждение — работа учёных НИУ ВШЭ, оценившая доходы топ‑1 % москвичей.

Согласно их расчётам, средняя зарплата представителей этой группы в 2021 году достигала 1,5 миллиона рублей в месяц.

Этот показатель кардинально расходится с оценками Росстата: данные ведомства давали среднюю зарплату для той же когорты на уровне около 250 тысяч рублей. Разница в шесть раз демонстрирует, насколько официальные методы усреднения (опросы и выборочные наблюдения) сглаживают пиковые значения доходов, которые концентрируются на самом верху пирамиды.

Что стоит за цифрами

В основе исследования лежат не публичные данные Росстата или опросы, а обезличенные данные Федеральной налоговой службы (ФНС). Это ключевой методологический момент.

Росстат обычно оперирует выборочными данными юридических лиц и формами 2‑НДФЛ, которые могут не отражать всю полноту картинки из‑за высокой доли «серых» схем или сложных структур выплат.

ФНС видит все легальные поступления:

  • зарплату;
  • дивиденды;
  • доходы от предпринимательской деятельности.

Для 1 % богатейших именно дивиденды и бонусы часто составляют львиную долю дохода — что и объясняет разрыв в оценках.

Учёные ВШЭ применили методологию, которая позволяет увидеть реальную концентрацию капитала. Вывод неутешителен для сторонников экономического равенства: даже внутри столицы, где средняя зарплата по официальным данным значительно превышает общероссийскую, расслоение достигает колоссальных масштабов.

География доходов: где живут «избранные»

Опыт прошлых исследований на эту тему (включая более ранние работы ВШЭ и РАНХиГС) позволяет выделить локальные центры притяжения сверхвысоких доходов в Москве.

Как правило, речь идёт о:

Центральном административном округе (ЦАО): районы Хамовники, Арбат, Тверской, Пресненский (включая «Москва‑Сити»). Здесь аккумулируются: топ‑менеджмент госкорпораций, владельцы крупного бизнеса, бенефициары финансового сектора.

Западе и Юго‑Западе: районы Раменки, Проспект Вернадского, Тропарёво‑Никулино. Высокая концентрация жилья бизнес‑ и элит‑класса, а также близость к инновационным кластерам (Сколково, МГУ) делает эту зону привлекательной для: IT‑миллиардеров, владельцев high‑tech активов.

Рублёво‑Архангельском и Новорижском шоссе (условно «новая Москва»): классическая локация для объектов девелопмента премиум‑сегмента, где прописаны бенефициары крупнейших частных компаний.

Экономический и социальный контекст

Почему эти данные, даже с временным лагом (2021 год), важны сегодня?

  • Актуальность для бюджетной политики. Понимание реальных доходов верхнего сегмента критически важно при обсуждении прогрессивной шкалы налогообложения. Если в 2021 году топ‑1 % москвичей получал в среднем 1,5 млн в месяц, то после инфляции и скачка цен 2022–2026 годов реальные цифры могут быть существенно выше. Это делает их основной мишенью для фискальной нагрузки.
  • Индикатор неравенства. Разрыв между медианным москвичом (зарплата которого колеблется в районе 100–150 тыс. руб. в 2026 году) и топ‑1 % иллюстрирует структуру экономики, где значительная доля ВВП распределяется через дивиденды и бонусы узкого круга лиц, а не через массовую заработную плату.
  • Методологическая победа. Исследование ВШЭ — это пример того, как доступ к «административным данным» (ФНС) позволяет экономистам видеть реальность без прикрас. Такие работы часто становятся основой для корректировки методик официальной статистики.

Вывод

Оценка учёных ВШЭ не просто фиксирует факт высоких доходов у 1 % москвичей. Она обнажает «слепую зону» официальной статистики.

Пока Росстат видит верхнюю планку в районе 250 тысяч рублей, реальная элита столицы живёт в другом экономическом измерении, где средний месячный доход сопоставим со стоимостью однокомнатной квартиры в регионах.

Эти данные ещё раз подтверждают: для адекватного анализа социально‑экономического расслоения необходима интеграция налоговой аналитики в публичное поле. Без этого любые рассуждения о «средней температуре по больнице» будут далеки от истины — особенно в такой контрастной агломерации, как Москва.

Автор ©: Атом.

Повлияет ли информация о таком разрыве в доходах на ваше отношение к экономической политике страны?

Проголосовали: 119

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

94 комментария
Понравилась публикация?
69 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 94
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
24.03.2026, 13:10
Шарья

Все делается не для народа. И это уже многие поняли.

+24 / 0
картой
Ответить
24.03.2026, 13:23
Сургут

АлександрПишет 24.03.2026 в 13:10
многие поняли.
Тоже мне, бином Ньютона...

+9 / 0
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 14:27
Тула

Ну вот, теперь мы знаем правду. И что изменится? Ровно ничего. Те же люди останутся на своих местах. Те же доходы будут расти. Те же разрывы будут увеличиваться. А мы будем читать такие статьи, возмущаться в комментариях, а потом идти на работу за 50 тысяч. Потому что система построена так, чтобы мы оставались на своих местах. А те, кто наверху, будут получать свои 1,5 миллиона и смеяться над нашими «популистскими» требованиями....

+23 / 0
Ответить
25.03.2026, 20:43
Евпатория

Ответ сразу на все вопросы.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АтомПишет 24.03.2026 в 14:27
Ну вот, теперь мы знаем правду. И что изменится? Ровно ничего. Те же люди останутся на своих местах. Те же доходы будут расти. Те же разрывы будут увеличиваться.

Почему ничего не изменится. До генералов из МО руки дошли и до бенефициаров дойдут. Дайте время, СВО пока не закончилась. Но вначале надо спросить с Думы - почему до сих пор не принята прогрессивная шкала налогобложения? Они, что забыли о предстоящих осенью выборах? Вот им об этом и надо напомнить.

+10 / -1
Ответить
26.03.2026, 10:49
Москва

Прогрессивная шкала работает уже несколько лет.

Вы наивный человек. Все крупные доходы из-под нее уводят. Во всех странах, кстати.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Наталья П.Пишет 26.03.2026 в 10:49
Прогрессивная шкала работает уже несколько лет.

А что толку - максимальную у нас повысили с 20% до 22%. В большинстве развитых стран, включая Китай, она не менее 45%.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.04.2026, 09:49
Шелехов

Надо ввести налог на сверх доходы не ниже 45%

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
26.03.2026, 06:52
Москва

Мы все больше и больше узнаем правды после развала СССР.Вопрос,нужна ли нам эта правда?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 13:27
Тула

Вы удивились? Напрасно. Это экономика «ручного управления» во всей красе. Пока нам рассказывали про «сбалансированный рост» и «импортозамещение», топ-менеджеры госкорпораций и бенефициары окологосударственных контрактов спокойно выводили дивиденды. ФНС всё видит, но молчит. Росстат делает вид, что не видит. А мы платим налоги с 50 тысяч и думаем, что живем в одной стране с этими людьми. Нет, мы живем в разных вселенных....

+19 / 0
Ответить
24.03.2026, 14:32
Сургут

АтомПишет 24.03.2026 в 13:27
. Пока нам рассказывали про «сбалансированный рост»
Вы опять забыли слово "траектория".

А по "траектории сбалансированного роста" можно двигаться и вверх и вниз...

Может быть помните, что сейчас есть специальный термин "отрицательный рост"

+8 / 0
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 14:39
Тула

ВладимирПишет 24.03.2026 в 14:32
Вы опять забыли слово "траектория".

У меня до этого две статьи про это (можете почитать или вам ссылки скинуть)... Уже, если честно, надоело... 😊

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
25.03.2026, 22:43
Белгород

АлександрПишет 24.03.2026 в 13:10
Все делается не для народа

Беда в том, что те, кто этой чумой должен заниматься, тоже прилично прикормлены - рука руку моет...Замкнутый круг...и само собой, это не рассосётся...

+6 / 0
Ответить
26.03.2026, 00:04
Белгород

Талантливый и востребованный в науке и производстве, инженер, максимум может получать свою сотню, или полторы сотни в месяц...Это же каким недюжинным талантом, и дичайшей работоспособностью должны отличаться эти "фигуранты" , чтобы получать такие деньги...да ещё и успевать по пол года гуливанить по тёплым краям, естественно, с жёнами и любовницами...Эйнштейн отдыхает...в сторонке...

+2 / 0
Ответить
26.03.2026, 00:11
Белгород

А нам говорили - капитализм, это счастье для народа...и мы ходили колонами, скандируя - "Ельцин наш президент " и...получили разруху, убожество, нищету и дичайшую несправедливость...

+2 / 0
Ответить
26.03.2026, 00:16
Белгород

Кто за Социализм и Советскую власть, поднимите руку ...

+1 / 0
Ответить
26.03.2026, 00:18
Белгород

можно лайками...

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
26.03.2026, 05:23
Улан-Удэ

Здесь особо Ельцина не поддерживали

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.03.2026, 09:19
Белгород

Ельцин, это условно, хотя, в некоторых весях и ходили...А уж как, почувствовав запах денег, в некоторых кругах, в засос любили Гайдара - теоретика уничтожения СССР... Хотя, и он не главный - было мощное закулисье...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
11.05.2026, 21:33
Тула

Шохин до сих пор живëт в России и сидит на заднице ровно, и в хрен не дует, а он участвовал в разграблении государства.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Нет, моё мнение не изменится. И без этого примера, в принципе, все видно из ежедневных городских картинок=))

+10 / 0
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 13:31
Тула

1,5 миллиона в месяц. Это 18 миллионов в год. За 5 лет — 90 миллионов. Достаточно, чтобы купить квартиру в Москве, но не в Хамовниках, конечно, а где-нибудь подальше. А теперь прикиньте: если вы входите в топ-1% Москвы, вы можете накопить на среднюю квартиру в своем же районе лет за 10-15. А если вы внизу пирамиды — вам потребуется 100 лет. Ипотека? С такими ставками? Шутка. Вот вам и «доступное жилье»....

+10 / 0
Ответить
26.03.2026, 10:50
Москва

В Хамовниках жилой сектор разный. Есть и за 30 млн квартиры.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
24.03.2026, 13:24
Москва

Опять наезды на москвичей! Можно подумать, что в других крупных городах нет кварталов элитной недвижимости. Автор, Вам заняться больше нечем, кроме, как деньги считать в чужих карманах?

+5 / -4
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 13:33
Тула

Таких, как в Москве,... нет, конечно...

+7 / -1
Ответить
24.03.2026, 13:41
Москва

Особняки даже в Тульской области есть, какие москвичам и не снились. Летом проезжаю мимо такого каждую неделю, примерно.

+6 / 0
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 13:48
Тула

Так это москвичи там дачи себе сделали... Они на тысячи километров уже разъезжаются и строят себе замки...

+6 / 0
Ответить
24.03.2026, 14:20
Москва

Нет, не москвичи. Это — местные.

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 14:22
Тула

ВадимПишет 24.03.2026 в 14:20
Нет, не москвичи. Это — местные.

Но местным-то виднее, кто к ним приехал и строит... Они сами с удовольствием это показывают...)

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.03.2026, 10:52
Москва

А местные руководство своих заводов уже не видят?

И кто вас пустит на частные особняки смотреть? И кто вам отчитывается, чьи дачи?)

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
24.03.2026, 13:16
Богучар

Живут же люди..........

+8 / 0
картой
Ответить
24.03.2026, 13:21
Сургут

ДенисПишет 24.03.2026 в 13:16
Живут же люди..
Да!

Спасибо Владимиру Владимировичу и Сергею Семёновичу! Ура!

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 13:27
Тула

1,5 миллиона в месяц? Это в шесть раз больше, чем показывал Росстат?! А мы тут живем с зарплатой в 50 тысяч, снимаем квартиру за 40 и радуемся, что гречка не подорожала. И это называется «средняя температура по больнице». Пока Росстат нам рисует картинку «всё хорошо, богатые тоже люди», налоговая спокойно смотрит, как 1% населения имеет доходы, сопоставимые с бюджетами целых регионов. Где справедливость?

+11 / 0
Ответить
25.03.2026, 22:11
Белгород

Слезами справедливость не вымолить...

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.03.2026, 10:51
Москва

Если честно, вы уже в зубах навязали со своими 50 тыс. Я была в Туле, для кого все эти новостройки, рестораны, ювелирные магазины, цветочные бутики, если вы все гречкой питаетесь?))

Может, надо не фигнёй страдать в инете, а идти в КБП работать?)

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
24.03.2026, 13:19
Чебоксары

да в общем то понятно - капитализм же в стране.

+8 / 0
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 13:28
Тула

1,5 миллиона в месяц — это средняя зарплата топ-1% москвичей. Интересно, а они сами знают, что они «средние»? Просто представьте: вы входите в элиту, а вам говорят: «Вы, конечно, богатый, но есть же те, кто получает 10 миллионов, так что вы — середнячок». Классовая дифференциация внутри класса. Красота... А мы тут, внизу, все одинаково бедные. Зато единые....)

+7 / 0
Ответить
24.03.2026, 15:06
Чебоксары

мы им разрешили такими быть.

+5 / 0
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.9М
24.03.2026, 15:10
Тула

«Средняя зарплата топ-1% — 1,5 миллиона». Звучит впечатляюще, не правда ли? Но стоит задуматься: как можно говорить о «средней зарплате» в группе, где один человек получает 500 тысяч, а другой — 5 миллионов? Это всё равно что говорить о «средней температуре по палате», где один пациент уже умер, а другой только что заболел.

На самом деле, среди тех, кто входит в топ-1%, тоже существует огромное расслоение. Для тех, кто зарабатывает 5 миллионов, получающие 500 тысяч кажутся такими же бедными, как мы для них. Иерархия не имеет конца....)

+6 / 0
Ответить
24.03.2026, 15:49
Чебоксары

вас очень волнует расслоение в группе капиталистов?

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.03.2026, 10:51
Москва

Да он прямо кушать не может.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
25.03.2026, 22:15
Белгород

Не так уж мы и едины...кто то же "этим" и сортиры моет, тыров за 150...и очень доволен жизнью...

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (94)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы