Атом
Атом Подписчиков: 2374
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.2М

Шукшина. Кинематограф под гнётом: кто получает миллиарды и почему это угрожает культуре

60 дочитываний
30 комментариев
Эта публикация уже заработала 30,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать
скрин с видео источника

По мотивам выступления Марии Шукшиной

В российском кинематографе давно назревает кризис — не столько творческий, сколько системный. На фоне громких премьер и рекордных госсубсидий всё острее встаёт вопрос: кто действительно стоит за экраном, и для кого создаётся кино? В своём выступлении актриса и общественный деятель Мария Шукшина подняла острую тему: узкая группа кинематографических «лидеров» год за годом получает миллиардные субсидии, в то время как молодые, талантливые режиссёры и сценаристы остаются за бортом.

Свобода как основа творчества

Шукшина начинает с философского тезиса: народ должен быть целью существования государства, а не наоборот. Она напоминает, что производительность свободного человека всегда выше, чем у того, кто чувствует себя рабом системы. Патриотизм, по её мнению, не рождается из пропаганды, а вырастает из ощущения принадлежности — к земле, к природным ресурсам, к возможностям самореализации. А в современном кино эти возможности, увы, распределены крайне неравномерно.

Кто получает миллиарды

Центральная претензия — к системе распределения госсредств. Фонд кино и Министерство культуры ежегодно выделяют миллиарды рублей на поддержку отечественного кинопроизводства. Однако эти деньги идут не в равной степени всем желающим, а концентрируются в руках небольшой группы продюсеров и кинокомпаний, которые год за годом выигрывают конкурсы, получают финансирование и запускают новые проекты.

При этом молодые кинематографисты сталкиваются с непреодолимыми барьерами. Например, для участия в питчингах (конкурсах проектов) требуется внести финансовый залог:

  • 1,5 миллиона рублей — за полнометражный фильм,
  • 250 тысяч — за дебютный проект в Минкульте,
  • 3% от запрашиваемой суммы — в Фонде кино.

Такие суммы недоступны начинающим режиссёрам, сценаристам, независимым студиям. В результате конкурс превращается в формальность: участвуют только те, у кого уже есть средства, а значит — и связи, и доступ к ресурсам.

Кто оценивает? Кто побеждает?

Ещё один тревожный момент — состав экспертных советов, которые решают, какие проекты получат финансирование. Эти советы формируются из действующих участников кинопроцесса — режиссёров, продюсеров, представителей крупных студий. Получается замкнутый круг: одни и те же люди оценивают проекты других участников своей же среды, что автоматически повышает шансы на победу у уже известных имён.

При этом ключевой критерий отбора — коммерческий потенциал. Государство, по сути, финансирует не искусство, не образовательную миссию, не культурное разнообразие, а прибыльность. Однако при этом государство не получает доли в прибыли и не участвует в распоряжении результатами — фильмы становятся собственностью частных компаний.

Что теряет общество

Такая модель ведёт к двум серьёзным последствиям:

Потеря качества и жанрового разнообразия.

Когда одни и те же команды получают миллиарды, они повторяют успешные формулы — часто упрощённые, коммерческие, ориентированные на массовый прокат. Это вытесняет авторское кино, эксперименты, социальные драмы, исторические фильмы, которые не всегда кассовые, но важны для культуры.

Утрата воспитательной функции.

Государство перекладывает на частные компании функцию воспитания и просвещения. Но коммерсанты, естественно, делают то, что продаётся: развлечение, а не содержание. В итоге кинотеатры заполняются фильмами, где главный «герой» — потребление, а не личность, патриотизм или нравственный выбор.

Шукшина прямо говорит: это угроза национальной безопасности. Потому что культура — это не просто развлечение. Это основа идентичности, нравственности, гражданского сознания. И если её оставить на откуп нескольким частным структурам, мы рискуем потерять не только разнообразие, но и саму душу кино.

Что делать?

Решение, по мнению выступающей, только одно — государственное регулирование. Нужны прозрачные механизмы распределения субсидий, доступные для всех. Необходимо:

  • отменить или значительно снизить финансовые барьеры для участия в конкурсах,
  • реформировать состав экспертных советов, включив в них независимых специалистов,
  • ввести возвратные формы поддержки (например, роялти или долю в прибыли), чтобы государство участвовало в успехе,
  • поддерживать не только коммерческие, но и социально значимые, образовательные, авторские проекты.

В заключение Мария Шукшина анонсирует сессию, посвящённую будущему культуры и кинематографа, с участием самих кинематографистов. Это важный шаг — диалог, а не монолог.

Вывод

Кино — это не просто бизнес. Это голос нации. И если этот голос начинают диктовать немногие, получившие доступ к миллиардам, то остальные — зрители, таланты, молодёжь — остаются без выбора. Чтобы вернуть кинематографу его миссию, нужно не просто менять фильмы, а менять систему. Иначе мы рискуем остаться с пустыми залами — не из-за отсутствия зрителей, а из-за отсутствия кино, которое стоит смотреть.

Автор ©: Атом.

Вам нравится, какое сейчас снимают кино?

Проголосовали: 32

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

30 комментариев
Понравилась публикация?
24 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 30
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
18.04.2026, 09:12
Азов

Раньше еще в далекие времена,когда в СССР снимали фильмы.то с Голливуда приезжали и смотрели как снимают,а теперь штамповка в основном,но есть и попадаются некоторые хорошие.

+15 / 0
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.2М
18.04.2026, 09:13
Тула

С Голливуда говорите, так Голливуд наши соотечественники создали... Вы не в курсе...)

+6 / 0
Ответить
18.04.2026, 09:21
Азов

Нет,не углублялся в это.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
18.04.2026, 17:42
Москва

Евреи?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
20.04.2026, 12:29
Чебоксары

Они перестали быть соотечественниками, как только пересекли государственную границу.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
18.04.2026, 09:24
Новосибирск

ИгорьПишет 18.04.2026 в 09:12
с Голливуда приезжали и смотрели как снимают

А нашим теперь даже приезжать никуда не не надо: смотрят всю эту хрень в интернетах и с разной степенью приближения пытаются адаптировать к местной реальности))

+7 / 0
Ответить
18.04.2026, 11:45
Азов

С.С. ГорбунковПишет 18.04.2026 в 09:24
пытаются адаптироваться

В Тик Токе!))) 😅

+5 / 0
Ответить
18.04.2026, 11:48
Новосибирск

За миллиарды государственных денег на большом экране))

+3 / 0
Ответить
18.04.2026, 12:03
Азов

По всем каналам!)))

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
18.04.2026, 17:42
Москва

Посмотрела фильм "Вызов".Он ужасен

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
18.04.2026, 10:21
Симферополь

Молодец Мария! Достойная дочь своего отца! Мое мнение,Шукшина единственная в России, кто достоин кресла министра культуры и просвещения.

Культура призвана воспитывать людей, помогать формированию мировоззрения, характера, побуждать к познанию и делу, а самое главное - доносить до людей те идеи, которые могут послужить благу всего общества. В сегодняшней России такие идеи отсутствуют. Зато в чести - зрелищность, чувственность, сила, прибыль, деньги. Поэтому подавляющее большинство фильмов снимается на основе этих "псевдоценностей". Бесконечные сериалы, насыщеные дешёвыми высосанными из пальца сюжетами, захватывающие зрителей. Люди не размышляют о жизни, о смысле своего рождения в этот мир, не пытаются учиться, чтобы изменить этот мир. Люди просто "плывут по течению", живя бытом, приспосабливаясь к постоянно усложняющимся условиям вокруг, уставшие от решения проблем, просто хотят как то отвлечься, уйти в другую реальность, "пожить" жизнью, которую им предлагает киноиндустрия.

Какая власть - такие ценности.Какие ценности - такой народ.Та вакханалия, которую называют сейчас культурой,только разлагает общество.Наш советский легендарный хореограф-И.Моисеев с его ансамблем "Песни и пляски народов мира", которые и покорили весь мир своим искусством, писал:" Там,где НАЧИНАЕТСЯ коммерция,. ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ИСКУССТВО".Если в советское время в искусстве была установка-"только шедевры",то в капиталистическом обществе делают то,что приносит "бабло" и делают акцент на низменные пороки человека.

А может оно так и задумано? Что еще надо для отупления нации, дешёвенькие сериалы и бесконечные шоу по всем каналам?

+10 / 0
картой
Ответить
18.04.2026, 17:12
Шелехов

Новое кино однобокое. Сериалы не смотрю, сразу ясно про что будут показывать.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
20.04.2026, 16:56
Саранск

А новоделы в кино приносят бабло?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
18.04.2026, 09:57
Шарья

Я полностью поддерживаю Марию Шукшину.

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
18.04.2026, 09:52
Санкт-Петербург

Интересная и важная информация. Правильно, что нужно менять нынешнюю систему и министра культуры и создавать что-то сходное с советской системой. Вносить какие-то залоги, чтобы участвовать в конкурсах, - это вообще дикость какая-то. Совершенствовать кино систему нужно не только кино работникам, и широкой культурной общественности. Но вот вопрос: под чьим руководством? Президент и премьер тут не годятся.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
18.04.2026, 09:36
Санкт-Петербург

Да, Если это фильмы о ментах и по НТВ! Про любовь, я уже не смотрю 😎. По поводу этой актрисы: она показала себя с плохой стороны. Сын наркоман- барыга, внук теперь без мамы 😔🙏. И умела она в Питере, если не ошиблась, мама мальчика(внук Шукшиной). Всё знаю и всё помню. Не люблю эту актрису после этого. Ведь можно было спасти двоих, а она только своего сына спасла. Как её звали, ту девушку, что на передачу к Малахову приходила. Забыла имя...

+3 / -1
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.2М
18.04.2026, 09:44
Тула

То есть только из-за этого вы ее даже слушать не будете... А, наверно, и Сталина вы тоже, наверно, бы не слушали...

Ну тогда понятно, что президента вы слушаете...

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

А ещё они Ковид-диссидентка и антиваксер ))

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (30)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы