Атом
Атом Подписчиков: 2366
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4М

Тихий апокалипсис на кухне: почему с карты России исчезают любимые кафе и рестораны

513 дочитываний
66 комментариев
Эта публикация уже заработала 83,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Представьте: вы идете привычным маршрутом, чтобы заскочить в кофейню за углом или посидеть вечером в уютном баре на районе. Но на месте знакомой вывески — пустота, закрытые жалюзи и листок «Аренда». Для тысяч россиян этот сценарий в 2026-м стал не сюжетом для страшилки, а бытовой реальностью.

За первые три месяца года с рынка просто испарились 11 тысяч заведений. Цифра настолько огромная, что за ней сложно разглядеть живые истории — уволенных официантов, поваров, чей фирменный суп больше никто не попробует, и инвесторов, потерявших всё. Рост регистраций новых фирм (12 тысяч) не должен вводить в заблуждение: это не стартапы мечтателей, а вынужденная бюрократическая игра на выживание. Старые юрлица умирают, а на их месте, как грибы после дождя, плодятся «дочки» и «внучки», лишь бы увернуться от налогового удара.

Гости ушли, а свет оставили

Народ перестал ходить. Это не преувеличение. В столицах трафик просел на двузначные цифры: Москва недосчиталась каждого восьмого гостя, Питер — каждого двенадцатого. Люди теперь смотрят в меню не на названия блюд, а на последнюю цифру с тремя нулями и всё чаще делают выбор в пользу шаурмы у метро или доставки из «Кулинарии» соседнего супермаркета. Роскошь посидеть за столиком с видом на город стала непозволительной, когда кошелек трещит по швам.

Налоговый нокаут для «маленьких»

Но главный гвоздь в крышку многих заведений забило государство. Помните лазейку с порогом в 60 миллионов, когда можно было жить без НДС? Её прикрыли. Теперь, как только касса пробивает чек на сумму свыше 20 миллионов, добро пожаловать в мир вычета и отчетности. Для маленькой уютной кондитерской в спальнике или семейного ресторанчика на 15 столов это приговор. Владельцы либо дробят бизнес на атомы (отсюда и рост новых фирм в статистике), либо просто вешают замок. Вырасти из «малыша» во «взрослую» сеть стало экономическим самоубийством.

Почему это происходит? Жестокая арифметика выживания

В сухом остатке ситуация выглядит так:

  • Кошелек гостя пустеет. Инфляция жрет зарплату, и первое, от чего отказывается семья — это ужин не дома.
  • Налоги душат. Планка НДС в 20 млн для малого бизнеса — как требование бежать марафон в свинцовых ботинках.
  • Себестоимость взлетела. Продукты дорожают, повара просят больше денег (кадровый голод!), а арендодатель не хочет слышать о скидках. Поднять цену в меню — значит отпугнуть последних гостей.

Это замкнутый круг, где на плаву остаются либо гиганты быстрого питания, либо те, кто умело маневрирует в серой зоне дробления бизнеса. Пока власти обещают временные льготы (спасибо, что освободили от НДС до конца года «упрощенцев» до 60 млн), рестораторы с горечью шутят: «Скоро в меню останется только вода, и то по предзаказу». Рынок лихорадит, и кажется, что до полного успокоения гастрономической карты страны нам еще очень далеко.

Автор ©: Атом.

Вы часто посещаете кафе в последнее время?

Проголосовали: 170

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

66 комментариев
Понравилась публикация?
80 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 66
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
22.04.2026, 04:32
Сургут

с карты России исчезают любимые кафе и рестораны
Зато всё новые и новые "Краснобелые" открывают!

Хотя, иногда не подумав - в апрели один вместо офиса Сбербанка открыли,

теперь окрестные пенсионеры в трансе, придётся за тридевять земель куда-то тащиться.

Но кому нужны пенсионеры? Сейчас востребованы пьяницы и алкоголики...

+29 / -1
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4М
22.04.2026, 04:34
Тула

Никогда там ничего не покупаю, а пить я давно бросил...)

+12 / -1
Ответить
22.04.2026, 04:48
Сургут

АтомПишет 22.04.2026 в 04:34
давно бросил...)
А зря!

Ещё древние знали: "In vino veritas"!

+11 / 0
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4М
22.04.2026, 04:49
Тула

ВладимирПишет 22.04.2026 в 04:48
А зря!

Просто... Жить хочется...)

+11 / 0
Ответить
22.04.2026, 04:54
Сургут

АтомПишет 22.04.2026 в 04:49
Просто... Жить хочется...)
Подробности у Плиния Старшего - это он автор этого постулата(постулат - истина, не требующая доказательств!).

Ещё где-то читал:

"LAC POST VINUM EST MEDICINUM, VINUM POST LAC - TESTAMENTUM FAC"...

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.04.2026, 05:18
Сургут

ВладимирПишет 22.04.2026 в 04:54

"LAC POST VINUM EST MEDICINUM, VINUM POST LAC - TESTAMENTUM FAC"...

ПОХОЖЕ, в спешке, порядок перепутал, а правильно так:

"VINUM POST LAC - TESTAMENTUM FAC

LAC POST VINUM EST MEDICINUM!"

А, может быть, и всё наоборот?

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.04.2026, 13:48
Подольск

👎"Яндекс" Вашу "латынь" не осилил, куда уж нам, остальным, "со свиным рылом" в Ваш "калашный ряд"...🙁

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
23.04.2026, 13:19
Сургут

Максим ЮшкинПишет 22.04.2026 в 13:48
"со свиным рылом" в Ваш "калашный ряд"...🙁

Это Вам решать...

Могу только намекнуть о чём там речь: Там, типа:

После вина молоко - пиши завещание!

А после молока вина - медицина!

Но не уверен, может быть всё наоборот: что после чего очень правильно, а что после чего не стоило бы......

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9.5М
23.04.2026, 14:29
Санкт-Петербург

ни кто не против, публикации ваши очень интересны, но вот тема продовольственных магазинов не ваша тема.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
23.04.2026, 18:48
Сургут

Максим ЮшкинПишет 22.04.2026 в 13:48
"Яндекс" Вашу "латынь" не осилил

Может быть, так осилит:

Post vinum lac testamentum fac,

(После вина молоко — пиши завещание.)

Post lac vinum - medicament.

(После молока вино — лекарство.)

Хотя

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
24.04.2026, 06:30
Алейск

Максим ЮшкинПишет 22.04.2026 в 13:48
"Яндекс" Вашу "латынь"

- фраза прозвучала как грязное ругательство петербуржца))

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (7)

я подитожу ваши дебаты: Единственный дом, который вы не покинете до последнего вздоха - это ваш организм, и то, в каком состоянии ваш дом, зависит исключительно от вас.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

А вот мне "Красное и белое" как раз нравится. Там можно встретить недорогой, но вполне приличный ассортимент ординарных вин, которые другие аналогичные сети, а тем более "фирменные" магазины не берут вовсе. Там же я покупал питьевые сливки, чай и шоколад на 15% - 25% дешевле, чем в той же "Пятерочке", которая вроде всегда выручает. Так что, я бы не стал связывать привычку к неумеренному питию с конкретной торговой сетью.

+10 / 0
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4М
22.04.2026, 23:32
Тула

Александр МихайловичПишет 22.04.2026 в 23:05
А вот мне "Красное и белое" как раз нравится. Там можно встретить недорогой, но вполне приличный ассортимент ординарных вин, которые другие аналогичные сети, а тем более "фирменные" магазины не берут вовсе. Там же я покупал питьевые сливки, чай и шоколад на 15% - 25% дешевле, чем в той же "Пятерочке", которая вроде всегда выручает. Так что, я бы не стал связывать привычку к неумеренному питию с конкретной торговой сетью.

Хочу вас огорчить, потому что вино, которое вы взяли, это не вино, а в лучшем случае порошок винный с водой и спиртом. Так же и продукты для них отдельно делают производители. И вот кажется, всё одинаково, ан нет.

Там экономят, например, в колбасе на мясе, в сливках на молоке и т. д.

И под одним брендом получается разная байда... Хотя, честно сказать, с недавних пор теперь производство скотилось везде до суррогатов... Жрем, простите, пластмасс и другую химию... А по сути питаемся нефтью...)

+8 / 0
Ответить
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9.5М
23.04.2026, 15:06
Санкт-Петербург

Вот вы знаете, что человека обмануть можно, а вот домашнюю кошку нет, она почти всегда сыта, но химию есть не будет, нюх в разы сильнее собачьего, вот и реальная проверка качества. и да не все колбасы из любых сетевых магазинов будет даже пробовать, но это именно, домашние, сытые, точно определят по мизерному кусочку, на сколько тот продукт. Естественно. не следует считать экспертами голодных уличных кошек.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
23.04.2026, 19:06
Санкт-Петербург

вот умора.. он и в вине спец.. а на что вы рассчитываете, покупая "вино" за 199 р. по "лучшей цене" или сосиски за 99? 😂 😂 🤣 🤣 В том же КБ есть масса нормального алкоголя.. А если вы экономите на своей кишке и покупаете дешманскую сивуху, а потом ноете, то тут уж дело точно не в привительстве и не магазине..цирк..сидят переростки и ноют, что им жрать нечего и выпить не на что.. 😀 помолитесь сталину, чтобы воскрес. он вас накормит и опохмелит бесплатно

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо за пояснения, только нам с супругой не так важно, настоящее мы пьем вино, или винный напиток, который, согласно требованиям Роспотребнадзора, маркируется как "не являющийся вином". Нам довелось пробовать настоящее вино французских виноделов и, честно говоря, повторить не захотелось. О вкусах не спорят. Что касается цены, то я не видел в КБ маркера "лучшая цена" (в "Пятерочке" и "Перекрестке" - встречается), а за 199 р. давно уже и не видел вин. Фирменных продуктовых товаров для бренда КБ, как опять-таки для "Пятерочек", "Перекрестков", "Магнитов", "Лент", "Ашанов" и т.д., я тоже не встречал. Подскажите, как называется - поищу по-внимательнее. Что же касается качества продуктов, то вряд ли Ваши соображения можно в полной мере отнести к ритейлеру, то есть розничному торговому предприятию "Красное и белое". Их стоит адресовать производителю. Все ритейлеры конкурируют за счет торговой наценки и логистики, выстроенной под конкретных поставщиков.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4М
23.04.2026, 20:59
Тула

Игорь НиколаевичПишет 23.04.2026 в 15:06
Вот вы знаете, что человека обмануть можно, а вот домашнюю кошку нет, она почти всегда сыта, но химию есть не будет, нюх в разы сильнее собачьего, вот и реальная проверка качества. и да не все колбасы из любых сетевых магазинов будет даже пробовать, но это именно, домашние, сытые, точно определят по мизерному кусочку, на сколько тот продукт. Естественно. не следует считать экспертами голодных уличных кошек.

А вот так рассуждать — это верх глупости (я про кошек).

Что для кошки съедобно, то для вас может быть смертельно, если не сразу, то потом... И будете думать, как в анекдоте, что от печеньки отравились... Еще вам шутка. Вы видели, как некоторые кошки не едят мышей, а некоторые едят? Вот и подумайте, почему... Может, потому что едят домашнее или китекет? А может, вам теперь переходить на мышей... Кошка же ест...)

Только прошу вас не обижаться... Люблю, знаете, иронию... Но и логику включаю...

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4М
23.04.2026, 21:13
Тула

Яськов Андрей МихайловичПишет 23.04.2026 в 19:06
вот умора.. он и в вине спец.. а на что вы рассчитываете, покупая "вино" за 199 р. по "лучшей цене" или сосиски за 99? 😂 😂 🤣 🤣 В том же КБ есть масса нормального алкоголя.. А если вы экономите на своей кишке и покупаете дешманскую сивуху, а потом ноете, то тут уж дело точно не в привительстве и не магазине..цирк..сидят переростки и ноют, что им жрать нечего и выпить не на что.. 😀 помолитесь сталину, чтобы воскрес. он вас накормит и опохмелит бесплатно

А зачем вы человека обижаете только потому, что у него денег нет...

Расстрою вас (хотя вы из тех, кто не поймет), но и дорогое пойло вы пьете контрафактное, то есть левое совсем... Хорошо, если польское, но на самом деле откуда-нибудь из Кавказа.

Не буду вас просвещать полностью, но только логику включите. Во Франции, например, Хеннесси производится подсчет каждой бутылки, и при всем желании всем в мире не хватит (поэтому и цены такие).

А вам кажется, что лично для вас в КБ привили этот шмурдяк.

После всех санкций, закрытий границ прямо в бутылках фуры везли. Если и так, то цена была бы в два, а может, и в пять раз больше.

Включите логику, тогда и про вино, и про пиво всё ясно станет.

В КБ сколько точек... Десятки тысяч, и если даже туда по одной бутылки Хеннесси отправлять каждый день, то, как думаете, через сколько дней запас кончится во Франции... Это я про весь мир молчу... Спирт с химией под Хеннесси копейки стоит, а вы со своим обонянием и вкусом ни в жизнь не поймете, что пьете... Логика...

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
24.04.2026, 09:15
Билибино

АтомПишет 23.04.2026 в 21:13
А вам кажется, что лично для вас в КБ привили этот шмурдяк.

Чтобы не пить "шмурдяк"

Купите дубовую бочку и залейте её медицинским(этиловым) спиртом 95%. Герметично закупорьте и пусть стоит у вас она столько лет, сколько вы захотите.

И будет у вас качественный виски. Полученную жидкость разбавите водой до нужной крепости.

Можете вместо спирта использовать ячменный самогон. Тоже будет виски.

Если чачу(виноградный самогон) использовать то будет коньяк

Если самогон из яблок то будет каливадос.

Если самогон из пшеницы то будет старка

и так далее.

ЗЫ

Можно ещё самогон из борщевика гнать. Там сахара около 37 процентов.

Для сравнения в сахарной свекле 21-25

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
23.04.2026, 19:09
Санкт-Петербург

согласен. Странные индивиды. Привыкли заливать шары дешманской сивухой и жалуются, что потом у них отстегнулись почки, печень и мозги.. и заметьте... для них, что Хеннесси за пятёрик, что "коньячный напиток" за 300 р. "адноитоже"..зачем платить мол больше..

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9.5М
23.04.2026, 14:19
Санкт-Петербург

Но, это не означает, что эти магазины посещают только любители выпить, там и хлеб и булки. дешевле, и колбасы в холодильнике, и мороженное в холодильнике-морозильнике, и соки, далее перечислять очень долго Эта сеть не так плоха в качестве просто продовольственного магазина.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
23.04.2026, 14:32
Москва

А как же символические 100 грамм за обедом?

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9.5М
23.04.2026, 14:09
Санкт-Петербург

воровской банк закрыли это +, алкогольный открыли, это вопрос, что разве только алкоголем торгует? Там много видов мороженного, соков, хлеб, булка, и ведь реально он нужнее, чем этот недобанк.

+4 / 0
Ответить
23.04.2026, 14:28
Сургут

Игорь НиколаевичПишет 23.04.2026 в 14:09
вопрос, что разве только алкоголем торгует?
Вопрос в том, что на растоянии, приблизительно, около 200 метров от моего дома теперь уже 4 этих "Краснобелых", а отделений сбербанка ни одного не стало.

И знакомые пенсионерки по поводу сбера очень переживают, у них там какие-то пенсионные дела были...

+2 / 0
Ответить
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9.5М
24.04.2026, 13:25
Санкт-Петербург

не стоит переживать, меньше украдут.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Перестал посещать кафе с тех пор, когда там запретили курить. Пару раз по инерции еще заходил, но дело было зимой... И бегать курить в рубашке на крыльцо едва не закончилось простудой. С тех пор моё кафе - мой гараж.

+11 / -1
картой
Ответить
22.04.2026, 10:48
Санкт-Петербург

Да, теперь запрет на курение в общепите исключил наши посещения. А в 1960х.г. стипендия техникума позволяла пару раз в месяц встречаться с друзьями в шашлычной - чебуречной. Бутылка пива и шашлык там стоили по 37 коп. Была и альтернатива: скамейка в садике, пиво из магазина бутылка 37 коп. в их рабочее время и на каждом углу в центре горячие пирожки с мясом по 11 коп. - очень вкусные...

+8 / 0
Ответить
22.04.2026, 11:12
Санкт-Петербург

И ещё. Было много автоматов с газировкой: стакан с сиропом 3 коп., без сиропа 1 коп. А в Евпатории, куда я ездил к родственникам, были и автоматы с вином - ни разу в детстве там мы не покупали...

+5 / -1
Ответить
23.04.2026, 12:44
Краснодар

Во Владивостоке, тоже были с вином и чебуреки с рыбой.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
22.04.2026, 07:10
Богучар

Привык к домашней пищи , да и не особо я доверяю всем общепитам. Очень редко бываю в кафе.

+8 / -1
картой
Ответить
22.04.2026, 09:51
Москва

Я тоже уже давно не хожу.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
22.04.2026, 05:28
Севастополь

Сын принес недавно чебуреки по 150 рэ. покупал татарское кафе говорит. Большо-ой чебурек тесто правда тонкое, но там в нем - столовая ложка мяса как (из супа оставшееся), несколько кружков помидора и плавленый сырок. Я такое не ем. Меня всегда убивают в кафе грязные столики с разводами после тряпки. Я там есть не могу только из-за этого. Там не где помыть руки перед едой и после. Качество пищи сильно зависит от бригады поваров. Одна смена прилично готовит, другая - есть нельзя. Фирменный суп я себе сама и дома могу сварить. Аренда да, наверное очень дорогая. На зарплату персоналу мало что остается. В основном экономят на них. Даже в фирменном кафе от ресторана большой гостинницы качество еды раз на раз.

+8 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
22.04.2026, 06:01
Шарья

Я вообще в этом году не разу не посещал кафе. Для меня - пенсионера это стало слишком дорого. Хотя, желание посидеть за столиком в кафе и выпить чашечку хорошего кофе, как предлагает автор, было бы неплохо.

+8 / 0
картой
Ответить
27.04.2026, 16:13
Москва

АлександрПишет 22.04.2026 в 06:01
чашечку хорошего коф

не так то это и дорого на самом деле

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (66)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы