Атом
Атом Подписчиков: 2373
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.6М

Трудиться вместо строевой: как расширение списка профессий меняет систему альтернативной службы в России

68 дочитываний
42 комментария
Эта публикация уже заработала 34,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Альтернативная служба 2.0: как новые профессии меняют правила игры для призывников

С 3 мая 2026 года в России расширили список профессий для альтернативной гражданской службы (АГС). Вместо 271 специальности стало 363. Число организаций, куда можно устроиться «альтернативщиком», выросло с 1798 до 1927.

Что добавили? Травматологи, неврологи, офтальмологи, газосварщики, токари, электрики, лесные пожарные, водолазы, костюмеры, настройщики пианино, синоптики, зоологи и даже артисты балета, цирка и драмы.

Теперь призывник, которому его убеждения или вера не позволяют взять в руки автомат, может законно заменить стройку на работу по специальности. При условии, что он подаст заявление вовремя (до 1 апреля или до 1 октября) и докажет, что его мировоззрение действительно несовместимо с армией.

Кто идёт на АГС и почему их мало

По данным Роструда, на конец 2025 года альтернативную службу проходили всего 3212 человек. Это максимум за 12 лет, но капля в море на фоне 9 миллионов призывников (0,04%). Основная проблема — не отсутствие мест, а бюрократия и низкая информированность. Военкоматы часто отказывают по формальным причинам. Лишь 1,5% призывников вообще обращаются за консультацией по АГС.

Армия не опустеет

Паникёры могут выдохнуть: даже если число альтернативщиков вырастет в десять раз, вооружённые силы этого не заметят. Срок АГС дольше срочной службы (21 месяц против 12), а работать водолазом или лесным пожарным порой опаснее, чем сидеть в казарме.

АГС — это не лазейка для уклонистов. Это цивилизованный механизм, который работает в десятках стран: Германия, Финляндия, Норвегия, Швейцария — и нигде их оборона не рухнула.

Кому от этого реально хорошо

Не призывникам даже, а нам с вами. Вот четыре плюса:

Кадры. Районные больницы получат молодых врачей, заводы — токарей и сварщиков, театры — костюмеров, леса — пожарных. Страна закрывает острые вакансии за счёт тех, кто всё равно должен отработать полтора года на государство.

Профессия. Парень из села, отслужив токарём на АГС, выходит не с «корочкой», а с реальным стажем и специальностью. Это билет на рынок труда.

Экономия бюджета. Альтернативщик работает на гражданке — создаёт продукт или услугу, а не висит на полном гособеспечении в казарме.

Социальные ниши. Зоологи в заповедниках, синоптики в гидрометцентрах, настройщики роялей в филармониях — туда молодёжь сама не идёт. АГС помогает заполнить эти дыры.

Суть

Расширение списка АГС — не поблажка и не угроза. Это трезвый прагматизм: дать законный выход тем, кто не может служить с оружием, и одновременно залатать кадровые дыры в экономике.

Служить стране можно не только с автоматом, но и с отвёрткой, микроскопом или гаечным ключом. И от этого выигрывают все.

Автор ©: Атом.

Считаете ли вы, что расширение списка профессий для альтернативной гражданской службы (АГС) до 363 позиций — это правильное решение?

Проголосовали: 32

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

42 комментария
Понравилась публикация?
21 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 42
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
04.05.2026, 01:22
Санкт-Петербург

Чем шире список АГС,

тем уже шанс схлопотать стресс 🤠

+4 / -1
картой
Ответить
Автор ©: Атом VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.6М
04.05.2026, 01:29
Тула

ИнгаПишет 04.05.2026 в 01:22
тем уже шанс схлопотать стресс 🤠

А в чем стресс-то... Извините, не понимаю вашей логики...

+3 / 0
Ответить
04.05.2026, 01:33
Санкт-Петербург

АтомПишет 04.05.2026 в 01:29
Извините, не понимаю

трезвый прагматизм: дать законный выход тем, кто не может служить с оружием

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
04.05.2026, 04:28
Сургут

ИнгаПишет 04.05.2026 в 01:22
тем уже шанс схлопотать стресс
С другой стороны, если человек категорически не хочет или не может служить,

то нужно дать ему какой-нибудь законный шанс.

А загнав в армию человека неготового к службе(тем более в нынешних обстоятельствах) - это просто навсегда сломать его как личность...

Видел я таких....

+5 / -1
Ответить
04.05.2026, 06:15
Санкт-Петербург

Не бог, не царь и не герой... 😵 🤯 🤠 😎 🤓

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
04.05.2026, 05:41
Москва

Считаю, что все, кто годен по здоровью, должен пройти службу в армии😎

+5 / 0
картой
Ответить
05.05.2026, 09:58
Новосибирск

А то можно всю Россию в "Жуки" превратить, сериал про хитрых альтернативщиков.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
04.05.2026, 08:38
Салехард

Пусть у кого здоровье позволяет, берёт в руки автомат и становится на защиту Родины, а у кого здоровье "шаткое" пусть служит Родине,только по АГС,тоже польза будет.Меньше пацанов призывного возраста будет шататься без дела, по городам и сёлам.

+4 / -1
картой
Ответить

Совершенно верно. Здоровые в Армию, а больные, не имеющие инвалидности, должны идти в Трудовую Армию МЧС. Пусть трудятся там в режиме ТК, но на тех объектах, где они нужнее. Должен быть создан корпус волонтеров при МЧС, которые будут заниматься работами по устранению последствий наводнений , пожаров или землетрясений . Вот там пригодятся ограниченно годные призывники, работающие в режиме Трудового кодекса.

Нынешний вариант , предложенный Правительством, это издевательство над здравым смыслом. Как можно проходить службу в ведомстве или организации, где такой службы не существует. Тысячи организаций и сотни профессий, никак не связанных ни с какой службой. Свобода в интересах отказников, а в условиях войны фактических дезертиров. Почему правительство потворствует тем, кто не хочет служить Родине. Видимо для изменения курса Правительства, нужно уволить с госслужбы всех, кто по тем или иным обстоятельствам уклонился от срочной службы в Армии. В том числе и из силовых структур, где военной службы нет. Сейчас наша Российская Армия снова стала рабоче-крестьянской , дети элиты избавлены от срочной службы и это очень плохо. Путешествие будущих чиновников по иностранным курортам в юном возрасте развращает эту среду и готовит из них предателей, которые занимают высокие государственные должности, а совершив крупные хищения бегут за границу.

Исключение из числа чиновников всех, кто уклонился от воинской службы, создаст надежную основу для формирования патриотически государственного аппарата в правительственных структурах.

+3 / 0
Ответить
04.05.2026, 13:44
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 04.05.2026 в 10:14
работами по устранению последствий наводнений , пожаров или землетрясений . Вот там пригодятся ограниченно годные призывники, работающие в режиме Трудового кодекса.

но они тоже должны знать как держать автомат, хотя бы

+2 / 0
Ответить

Зачем сейчас в Дагестане люди с автоматами. Там нужны те, кто быстро развернет госпиталь. Поставит палатки для обогрева и временного нахождения людей. Испечет хлеб и накормит пострадавших.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
04.05.2026, 13:45
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 04.05.2026 в 10:14
Почему правительство потворствует тем, кто не хочет служить Родине.

Может, поэтому и силовые структуры развалили ?

+2 / 0
Ответить

Если правительство ничего не делает для того, чтобы наполнить штат МВД, то как это понимать. Почти 300 тысяч отсутствие личного состава по штату мирного времени. Криминал просто празднует победу на правоохранителями.

+1 / 0
Ответить
05.05.2026, 00:48
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 04.05.2026 в 13:57
Если правительство ничего не делает для того, чтобы наполнить штат МВД, то как это понимать. Почти 300 тысяч отсутствие личного состава по штату мирного времени. Криминал просто празднует победу на правоохранителями.

Если бы только криминал, МИГРАНТЫ празднуют, которых завозят по плану Британии - для внутреннего мятежа , мина уже за-тикала.. И силовые уничтожили.. Мы, похоже, на пороге грандиозного шухера.. ПОЭТОМУ надо идти на выборы, чтобы ЕР не набрала большинства , ДУМА законодательный орган РОССИИ .. Всё антинародное и работа против РОССИИ идёт оттуда

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
04.05.2026, 13:47
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 04.05.2026 в 10:14
. В том числе и из силовых структур, где военной службы нет. С

Там владеют оружием даже лучше, чем в Армии.. У них постоянные стрельбы и обучение Только их тоже развалили и . как мне кажется- специально , завозят русофобов миллионами уничтожают силовые структуры и теперь вот.. не надо служить в Армии.. Только недоверие правительству может что- то изменить..

+2 / 0
Ответить

Силовики без военной службы это МВД, СК, Прокуратура, ФСИН, полицейские Росгвардии. Кроме ОМОНа и Спецназа Росгвардии другие не владеют оружием.

0 / -1
Ответить
05.05.2026, 00:55
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 04.05.2026 в 13:59
Силовики без военной службы это МВД, СК, Прокуратура, ФСИН, полицейские Росгвардии. Кроме ОМОНа и Спецназа Росгвардии другие не владеют оружием.

Не говорите ерунды.. Полицейские обычные стреляют лучше военных ..Даже в таможне идут постоянные стрельбы , учения, Рос гвардия владеет не просто пистолетами, а автоматами .. каждую неделю в этих структурах стрельбы и учения.. А вот в Армии.... их учат, как снег чистить и травку поливать, а оружие редко в руках держат даже.. И это правда ,и это ужасно.. вопрос на засыпку, вневедомственная охрана Рос. гвардии с чем ездит на вызовы и какой экип у них? Даже эти, не говорю, уж , про другие задачи Рос. гвардии той же.. А ФСИН так же проводят стрельбы . Вы, похоже , далеки от силовых структур ..Ещё скажите. что ФСБ не умеет стрелять))Да только их почти уничтожили , некому уже служить и некому уже на вызовы приезжать , не говорю, уж, если те же мигранты бунт какой устроят . Такое впечатление. что это делается специально

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У Вас сказочное представление об уровне стрелковой подготовки в силовых структурах.

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 10:22
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 05.05.2026 в 06:49
У Вас сказочное представление об уровне стрелковой подготовки в силовых структурах.

вот давайте не будем, поверьте , я очень хорошо знаю.. Может, Вы судите по СССР ещё, а я про сегодня ..Очень не плохой уровень , не то, что в армии. Только зарплаты низкие и бумаги сплошные, начальники дебилы.. Вот и разбегаются такие профессионалы молодые..

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 10:22
Новосибирск

Сергей Александрович, если бы я уже не владел оружием и рукопашкой, ни в какой ОМОН бы меня не взяли, в милицейский спецназ тем более.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Про ОМОН разговора нет. А про участковых и оперов, которые стреляют только на зачетах. Если бы в каждом здании УВД был в подвале тир, а на верхнем этаже спортзал, то можно было бы говорить.

Сотрудники только пишут, пишут и пишут, а еще говорят и бегают по адресам. Иногда шьют.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 10:29
Воронеж

Злой ОперПишет 05.05.2026 в 10:22
Сергей Александрович, если бы я уже не владел оружием и рукопашкой, ни в какой ОМОН бы меня не взяли, в милицейский спецназ тем более.

Здесь речь про обычных .. у них каждую неделю стрельбы , что в полиции, что в рос. гвардии..Они лучше владеют оружием, чем военные

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 10:33
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 05.05.2026 в 10:26
Про ОМОН разговора нет. А про участковых и оперов, которые стреляют только на зачетах. Если бы в каждом здании УВД был в подвале тир, а на верхнем этаже спортзал, то можно было бы говорить.

Вот откуда вы всё это берёте? В каком году живёте? В каждом отделе есть свой тир , где несколько раз в неделю стреляют.. Может в какой Глухопёрдовке нет , в городах есть .И спорт залы есть . Вы очень далеки от этой темы.. А что у ФСБ есть , думаю, знаете, а, может, они тоже стрелять не умеют? Там не только спец. наз..

Болдырев Сергей АлександровичПишет 05.05.2026 в 10:26
Сотрудники только пишут, пишут и пишут, а еще говорят и бегают по адресам. Иногда шьют.

Ещё преступников задерживали и.и.и.и.и Но уже, практически некому..А что шьют?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Все больше отказные материалы, дела расследовать некому.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 13:49
Воронеж

Болдырев Сергей АлександровичПишет 05.05.2026 в 10:41
Все больше отказные материалы, дела расследовать некому.

Верно, некому и по звонкам ехать Развалили силовые структуры.. Кричали о повышении зарплаты, повысили на 7и6 процентов, только умолчали, что от 40 тысяч повышение и стали получать 45 )) Т бумаги так и остались.. Зато поднимают темы насчёт врачей, учителей им тоже надо повышать( они уже больше получают) , от бумаг освободить, а про силовые.. замолчали..Ребята ждали ещё повышения, а когда так над ними посмеялись оставшиеся стали уходить У нам РОВД из- за нехватки хотят в опорный пункт просто превратить , а это огромный район Короче, гребитесь, как хотите , мигрантам на радость ..

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Враги России заинтересованы в разрушении правоохранительных органов и довольно успешно это делают.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (10)
05.05.2026, 01:09
Санкт-Петербург

ОльгаПишет 04.05.2026 в 13:47
Только недоверие правительству может что- то изменить..

вы же обычно всех кто не доверяет правительству хохлами и ципсошниками кличите. Что-то поменялось, оленька? :)

0
Ответить
05.05.2026, 10:25
Воронеж

СергейПишет 05.05.2026 в 01:09
вы же обычно всех кто не доверяет правительству хохлами и ципсошниками кличите. Что-то поменялось, оленька?

А теперь мои цитаты насчёт правительства, против которого я уже с 2000 х была , как и ДУРЫ..Ничего не поменялось .Я прежде , чем писать что, всё изучаю, потом только пишу. а ни как некоторые, которые не знают законов и Конституции РОССИИ и смешивают в одну кашу всё и всех..

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 12:37
Санкт-Петербург

ОльгаПишет 05.05.2026 в 10:25
А теперь мои цитаты насчёт правительства, против которого я уже с 2000 х была , как и ДУРЫ..Ничего не поменялось .Я прежде , чем писать что, всё изучаю, потом только пишу. а ни как некоторые, которые не знают законов и Конституции РОССИИ и смешивают в одну кашу всё и всех..

а, так вы разделяете правительство и президента?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 14:02
Воронеж

СергейПишет 05.05.2026 в 12:37
а, так вы разделяете правительство и президента?

Читай конституцию.. Правительство и ДУМА- одно, Президент не может даже НЕ подписать законы , которые приняло большинство ДУРЫ .. Один раз вето , на доработку , если опять такой же вернут, он ОБЯЗАН подписать , правительство исполняет ..И мы..

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 14:08
Воронеж

СергейПишет 05.05.2026 в 12:37
а, так вы разделяете правительство и президента?

Надо знать вертикаль власти и обязанности.. Всё зло от дуры.. от ЕР

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.05.2026, 14:44
Санкт-Петербург

ОльгаПишет 05.05.2026 в 14:08
Надо знать вертикаль власти и обязанности.. Всё зло от дуры.. от ЕР

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
04.05.2026, 19:29
Москва

Так называемая "альтернативная служба" - суть заведомый порыв обороноспособности. Она уже довела армии европейских стран до маразма. В случае объявления там мобилизации они попросту капитулируют ещё до начала боевых действий. Организаторы сего блуда в РФ - суть иноагенты с претензией на госизмену...

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.05.2026, 04:58
Дмитров

Хорошее решение. Согласна, не все могут служить из-за убеждений или верыэ

+1 / -1
картой
Ответить
05.05.2026, 14:07
Воронеж

Ирина ВладиславовнаПишет 04.05.2026 в 04:58
. Согласна, не все могут служить из-за убеждений или верыэ

А обязаны

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (42)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы